Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на ежегодное Епархиальное собрание, и сегодня мы подводим итоги служения Кинельской епархии в уходящем 2015 году. Уходящий год, по обыкновению, ставил перед нами определенные задачи нашей церковной, епархиальной жизни, мы вместе искали пути их разрешения, вместе подумаем и о будущем.
Напомню, что Кинельская Епархия была образована решением Святейшего Патриарха и Священного Синода почти четыре года назад, 15 марта 2012 года. Под юрисдикцией епархии треть территории Самарской области: городские округа Кинель и Чапаевск, города Нефтегорск и Безенчук, 11 муниципальных районов – Алексеевский, Безенчукский, Богатовский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Кинельский, Красноармейский, Нефтегорский, Пестравский, Приволжский, Хворостянский. Население этих муниципальных образований составляет 375 тысяч человек, это наш потенциал – наше «поле», в котором Христос поставил нас «делателями».
Сегодняшнее Епархиальное собрание четвертое по счету, которое я провожу как Управляющий Кинельской Епархией.
Епархиальным управлением проанализирована работа епархиальных структур, наше взаимодействие с органами власти, обществом. С итогами этой работы я познакомлю Вас в своем докладе. Потом Вы обозначите проблемные вопросы, нуждающиеся в совместном обсуждении.
1. Общие итоги года. Статистика
По традиции начну с некоторых статистических данных.
Сегодня наша епархия это 102 прихода и 1 архиерейское подворье (Храм Сергия Радонежского г.о. Чапаевск). Приходы объединены в 14 благочиний.
В Кинельской Епархии совершают служение 95 клириков: 89 священников и 6 диаконов.
В числе священнослужителей 15 монашествующих, в том числе: один архимандрит; два игумена; девять иеромонахов, три иеродиакона.
В 2015 году (по состоянию на 10 декабря 2015 года) совершено 9 хиротоний. Вообще за три с половиной года управления Епархией мною совершено 43 хиротонии. Некоторые клирики перешли под омофор других Преосвященных. Как правило, в Самарскую Епархию.
Таким образом, с момента образования Кинельской Епархии количество приходов увеличилось с 85 до 103 (+18), количество клириков увеличилось на 38 священнослужителей (с 57 до 95).
За 2015 год мною совершено более 100 Литургий (108) в храмах Кинельской епархии. Сослужил митрополиту Самарскому и Сызранскому Сергию (и совершал богослужения по его благословению) в храмах Самарской епархии (5); принимал участие в Богослужениях, возглавляемых Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В уходящем году, освящены 3 храма – в Беловке, Георгиевке, Чапаевске. Участвовал в освящении храма в честь Святой Троицы в Борисоглебском монастыре Московской области.
Управление епархией под непосредственным руководством Правящего Архиерея осуществляется Епархиальным управлением, епархиальными отделами, благочиниями.
В этом году обошлось без существенных структурных и кадровых изменений в органах управления епархией, что свидетельствует о том, что структура Епархиального управления на сегодняшний день оптимальна и период становления Епархии в целом завершен.
***
На прошлом Епархиальном собрании я говорил о том, что работа епархиальных отделов не должна сводиться лишь к сбору необходимой отчетности, когда о существовании того или иного отдела в нашей епархии, благочиния и приходы узнают в лишь тот момент, когда нужно подать годовой или полугодовой отчет. Жизнь показывает, что эта практика пока еще не ушла в прошлое. Епархиальные отделы по-прежнему предпочитают работать более с бумагами, чем с людьми. Практически не посещают Приходы Епархии, не проводят совещаний и мероприятий на территории благочиний, что, конечно, является серьезным недочетом в нашей работе.
То же самое касается благочинных. Одним из первых моих решений было увеличить количество благочиний до числа муниципальных районов. Чтобы в каждом районе был свой старший священник, знакомый с проблемами территории. Затем самое большое благочиние – Кинельское – было разделено на три, чтобы благочинные были максимально приближены к приходским общинам.
Что мы видим сегодня? Благочинные часто вообще не посещают Приходов благочиния, не проводят собраний духовенства, не взаимодействуют с настоятелями храмов и их прихожанами. Не разрешают на местах конфликтов и недоумений.
Все это делает невозможным осуществление благочинным контроля за церковной жизнью на территории. Благочинный – это не ступенька «духовной карьеры», не просто красивое и почетное звание, это реальная ежедневная работа. Если мы этого не поймем, то, наверное, нужно будет принимать определенные кадровые решения.
Настоятели храмов благочиния также часто уклоняются от взаимодействия с благочинным. Не предоставляют необходимую информацию. А иногда и вступают в конфронтацию с благочинным, настраивают на конфликт прихожан, местную администрацию.
Отцы, я призываю всех Вас конструктивно взаимодействовать с Епархиальным управлением в лице благочинных, руководителей епархиальных отделов.
***
Весь 2015 год прошел под знаком 1000-летия со дня кончины Святого Равноапостольного Князя Владимира. Эта тема прошла красной нитью и в ходе Рождественских чтений, и общецерковных и епархиальных мероприятий, и таких церковно-общественных форумов, как Всемирный Русский Народный Собор.
Несколько слов хотелось бы сказать об общеепархиальных мероприятиях. Таковых в 2015 году было немало. В г.о. Чапаевск нашей Епархией была организована Региональная конференция по вопросам дошкольного образования. Это очень похвальное начинание. Впервые, в г.о. Кинель состоялся Епархиальный пасхальный концерт. В Богатовском и Большечерниговском районах прошли фестивали: «Удел Богородицы» и «Покров». В Чапаевске состоялся очередной ежегодный духовно-светский фестиваль «Дорога к Храму».
Считаю, что подобные мероприятия имеют большое значение для Епархии. Благодарю их устроителей за понесенные труды.
2. О богослужебной жизни
Ваше внимание хотелось бы акцентировать на богослужебной жизни наших приходских общин. За время своего служения в Кинельской Епархии, я по несколько раз совершил богослужения практически на каждом приходе. Я всегда жду всех клириков Епархии в Кафедральном Соборе в рождественские и пасхальные дни, в день своего Ангела. Совместная молитва укрепляет наше единство во Христе, дает нам силы для служения.
Всем нам, наверное, понятно, что богослужение: и в храме, и за его пределами – это главное наше делание. В богослужении мы черпаем силы для повседневного служения, пастырской и иноческой жизни. Нужно стараться как можно чаще совершать богослужения, исполнять требы, в храме и вне его, вместе с прихожанами и с теми, кто еще делает первые шаги в церкви.
Не нужно делать недельного перерыва с воскресного богослужение до вечера субботы. В течение недели можно и нужно совершать водосвятия, молебны о болящих, акафисты храмовому святому либо другим почитаемым на приходе святым.
В течение церковного года есть особые дни, которые требуют от нас максимального молитвенного сосредоточения. Это Предрождественские дни и Святки, начало Великого Поста, Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица. Не нужно опускать глубокие и прекрасные уставные богослужения в эти дни.
Нужно стараться проповедовать за каждым богослужением. Причем хочу подчеркнуть, что к проповеди нужно обязательно готовиться. Сегодня для этого огромное количество средств: и литературы, и интернет ресурсов. То, чего были лишены наши предшественники, старые священники, то, что когда-то стоило огромного труда: найти святоотеческую книгу, выписать цитаты. Сейчас все это доступно, но оставляется нами без внимания.
Нужно учиться проповеди, центральной темой которой должен быть Христос, Его Жизнь, Его Слово. Конечно, и Евангельская история, и жития святых.
Нужно избегать сомнительных тем. Предсказаний различных «старцев и стариц», суеверий. И тем более нельзя выносить на амвон осуждение других священнослужителей, прихожан. Не стоит высказываться и на политические темы. Помните, что позиция нашей Церкви по данным вопросам озвучивается только Святейшим Патриархом и общецерковными органами управления.
Обращаю внимание на то, что настоятель должен заботиться о создании и содержании достаточно профессионального хора, по крайней мере, в городах и районных центрах. Во многих храмах такие хоры есть. Для примера укажу храмы Чапаевска, Нефтегорска, Богатого и другие. Здесь хоры участвуют даже в архиерейских богослужениях. К сожалению, в большинстве Приходов ситуация хуже. Конечно, работа с хором – это большой труд, в том числе настоятеля. Но это труд необходимый и благодарный.
Вообще, нужно привлекать прихожан к клиросному послушанию. Если не к пению, то к чтению. Это очень важно, поскольку дает людям возможность не только присутствовать на богослужении, но и быть его непосредственным участником.
В завершение данной темы подчеркну, что богослужебная жизнь обязательно должна отражаться в богослужебном журнале. Это ценно и для истории прихода, и для статистики: сколько совершено богослужений, в какие дни, кем из священнослужителей.
3. Пастырская дисциплина
Скажу несколько слов о пастырской дисциплине.
Отцы, прежде всего, будем помнить, что на всех нас, служителях Алтаря Господня, лежит особая ответственность за духовную жизнь народа Божия. Еще в Ветхом Завете, Господь через своих пророков, говорит нам о том, что «проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Предупреждением для нас звучат и Слова Господа о том, что «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6).
В прошедшем году в мой адрес поступали жалобы на клириков Епархии. Чаще всего на недостойное поведение, грубость, конфликты священнослужителей с прихожанами.
Вообще конфликтное поведение со стороны батюшки свидетельствует о его незрелости, внутреннем кризисе, который может быть преодолен только созиданием в себе смирения и понуждением к жертвенному служению ближнему.
Совершенно недопустимым является вызывающее поведение священнослужителей, чрезмерное увлечение спиртными напитками, семейные скандалы, которые становятся достоянием всей приходской общины. К таким пастырям нами будут применяться канонические прещения.
Очень важный вопрос – это церковная финансовая дисциплина. Меня регулярно информируют (и епархиальная бухгалтерия, и благочинные) о том, что некоторые настоятели отказываются от внесения пожертвований на уставную деятельность Епархии либо, игнорируя предписания Архиерея, изменяют размеры соответствующих пожертвований. Также информирую вас, что невнятное, непонятное ведение документации финансово-хозяйственной деятельности Прихода будет приравниваться нами к грубейшим нарушениям с вытекающими последствиями для настоятеля и постановке проблемных вопросов благочинному. Указанные негативные моменты разрушает экономическую основу деятельности Епархии. Тем более что Епархиальное управление очень умеренно, практически незначительно, повышает указанные суммы пожертвований. Многим Приходам эти суммы не корректировались в течение всего времени существования Кинельской Епархии.
Также призываю вас, отцы, не пытайтесь использовать приходские общины как инструмент давления на Епархиальное управление. К сожалению, примеры такого давления имеются в нашей практике.
Еще одна проблема, характерная для многоштатных приходов.
В том случае, если на приходе служит несколько пастырей, необходимо избегать конфликтов между клириками, нездоровой конкуренции, разделения общины на приверженцев того или иного батюшки, провоцируемые самими священнослужителями. Здесь для нас всегда актуальны слова Апостола: «…у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились» (1Кор. 1, 12-13).
Будем помнить, что священник должен вести верующего ко Христу, а не к самому себе. Всем священнослужителям Прихода необходимо руководствоваться следующим принципом. Клирики и прихожане должны находиться в послушании у настоятеля, которому Епископом вверено управление Приходом.
Отдельно хотелось бы напомнить всем клирикам о необходимости регулярной исповеди. Многие священнослужители уклоняются от исповеди в течение многих лет (!). Нашему епархиальному духовнику, отцу Владимиру, необходимо подумать о том, как мы будем решать вопрос о регулярной исповеди нашего духовенства. Возможно, необходимо проводить ежегодное общеепархиальное говение клириков.
Необходимо также напомнить, что любые, даже краткие отпуска и отлучки с Приходов, должны согласовываться с благочинным и епархиальным управлением.
4. Приходская жизнь
Святейшим Патриархом Кириллом в качестве приоритета нашей работы обозначена жизнь приходской общины. Приход — неотъемлемая часть жизни любого православного верующего человека. Для многих наших невоцерковленных соотечественников приход — это зеркало Церкви в целом. В какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе жизнь, радость, активность или, напротив, встретит недружелюбие, отчужденность, — от этого во многом зависит и его восприятие Церкви. Приходская работа — это самый ответственный участок жизни Церкви, как говорит Святейший Патриарх, это ее передовая линия.
Жизнь общины не исчерпывается только богослужением.
На прошлом Епархиальном собрании я обращал Ваше внимание на то, что проведение регулярных приходских собраний – это обязанность настоятеля. Иногда священнослужители намеренно избегают возможности встретиться со своими прихожанами лицом к лицу, услышать нелицеприятные слова и оценки своей работы.
Благочинные должны следить за тем, существует ли в храме приходская община, проводятся ли приходские собрания, работает ли ревизионная комиссия.
Предупреждаю, что те приходы, в которых настоятелями не созидается приходская община, будут преобразовываться в архиерейские подворья. Во многих епархиях такая практика уже имеется.
В заключение скажу о том, что отдельная и важная задача и Епархиального управления, и благочинных – это открытие новых приходов там, где имеется такая возможность. Нужно уделять внимание равномерному развитию церковной жизни на всей территории благочиния, в каждом населенном пункте. Будем помнить, что наша паства – это почти четыреста тысяч человек, и имеющихся 103 приходов явно недостаточно. И это, прежде всего, касается городов: Кинель, Чапаевск, Безенчук, Нефтегорск.
Вот те основные моменты, о которых я бы хотел сказать на сегодняшнем собрании.
5. Краткое обобщение отчетов епархиальных отделов:
По сложившейся традиции, предлагаю вашему вниманию краткий отчет о работе епархиальных отделов.
Отдел религиозного образования и катехизации
На территории нашей епархии действуют 142 общеобразовательных учреждений, в которых обучается более 28 тысяч учащихся. В 2015 году % учащихся, выбравших ОПК, составил 41% (для сравнения в 2013 году – 24 %), рост очевиден, но, к сожалению, недостаточен, в свете установлений губернатора Самарской области, обозначившего % выбора на уровне не ниже 60%. Здесь нам с вами есть над чем работать.
На территории Епархии действует всего лишь один филиал ДЕОЦ – в г. Нефтегорск, зарегистрирован и находится в стадии лицензирования наш епархиальный образовательный центр – частное образовательное учреждение «Центр духовно-нравственного воспитания «Радонеж» в г.о. Чапаевск, на базе СОШ № 4.
По последним данным, предоставленным отделом образования и катехизации, на территории Епархии действуют 26 воскресных школ, в которых занимаются более 600 детей. Скажем откровенно, цифры не удручающие, но заставляющие задуматься об эффективности нашей с вами работы.
Эти цифры находятся в разрезе болезненного вопроса – это развитие религиозного образования. Многие настоятели не хотят этим заниматься. Как результат в каждом благочинии одна воскресная школа и одна библиотека при храме районного центра. Нужно стремиться к созданию воскресной школы в каждом Приходе. И эта работа начинается с поиска преподавателя, его обучения. Даже если нет помещения – можно по согласованию с администрацией местной школы заниматься в классах школы. Главное здесь — это желание священника, желающего вовлечь учащихся в процесс познания. В этом плане похвально введение в практику проведение олимпиад по Основам православной культуры среди учащихся светских общеобразовательных учреждений в Большеглушицком, Приволжском благочиниях. В Красноармейском благочинии количество участников такой олимпиады возросло с 15 человек в 2011 году до 76 – в 2015.
Кирилло-Мефодиевские чтения проводятся в 6 благочиниях (Кинельское Северное, Красноармейское, Пестравское, Хворостянское, Чапаевское). Впервые в Юго-Западном образовательном округе, куда входят 5 сельских районов и г.о.Чапаевск, состоялись окружные Кирилло-Мефодиевские чтения на базе Красноармейского благочиния как самого опытного в этом вопросе.
Также в плане освящения деятельности отдела образования и катехизации необходимо упомянуть о практике подготовки к принятию Таинства Св.Крещения. На прошлом Епархиальном собрании мы с вами договорились, что ни на одном Приходе не будут крестить в день обращения, что Крещению будет предшествовать хотя бы одна беседа и чтение Евангелия от Марка. Некоторые настоятели игнорируют это установление. Я не буду сейчас называть конкретные Приходы, но они известны. Так мы ничего не достигнем в катехизации и дополнительно подорвем экономику тех Приходов, которые тратят время на оглашение желающих принять Святое Крещение. Если мои слова не будут услышаны, придется принимать меры.
Одним из важных показателей работы отдела является участие в мероприятиях различного уровня. Отрадно, что во Всероссийском конкурсе «Серафимовский учитель» приняли участие три педагога из Алексеевского, Кинельского Северного и Красноармейского благочиний. Учителя из Хворостянки участвовали в областных Алабинских чтениях, в региональном литературно-художественном конкурсе в честь Сергия Радонежского. В Кинельском Северном благочинии по инициативе о. Максима Клювиткина проводятся Георгиевские чтения среди учащихся и воспитанников образовательных учреждений.
Ежегодно делегация из Епархии принимает участие в Международных Рождественских чтениях. В 2015 году — из Алексеевского, Безенчукского, Кинельского Центрального, Пестравского, Красноармейского благочиний. В настоящее время подана заявка на участие в Чтениях в Москве уже в 2016 году.
Отдел миссионерского служения
Руководителем отдела – протоиереем Максимом Клювиткиным выдвигались различные инициативы по совершенствованию миссионерского служения – проведения миссионерских богослужений, проведению просветительских встреч на территории благочиний. К сожалению, инициативы руководителя отдела не встречают должного понимания на местах. Видится необходимым приложение усилий к исправлению неблагоприятной ситуации в этой сфере, т.к. не секрет, что на территории Епархии действуют различные деструктивные секты, и наша с вами обязанность, по мере сил, ограждать наш народ от чуждых ему влияний.
Сегодня очень важно привлечь в церковную ограду людей нецерковных. Помочь им переступить порог храма. Для этого нужно, чтобы храм помимо богослужения стал центром общественной жизни. В некоторых приходах это достигается организацией в храме интересных выставок, презентаций, экскурсий для школьников и воспитанников детских садов. Это очень хорошая практика. Всем приходам нужно работать в этом направлении.
Важно уделять внимание благоустройству храмовой территории. Храм и его территория должны быть местом удобным для пребывания людей. Здесь должно быть чисто, ухожено. Нужно сделать клумбы и поставить скамейки. Весьма важно устроить рядом с храмом детскую площадку, которая привлечет детей и их родителей. Особенно ценна благодарность людей за заботу, которая не заставит себя ждать.
Отдел молодежного служения
По приблизительным данным (а это недоработка благочинных), кол-во молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в нашей епархии составляет около 60 тысяч, из них кол-во, посещающих храмы – чуть более 500 человек. Скажем прямо, неприятная статистика.
На территории Епархии действует всего лишь один молодежный военно-патриотический клуб «За други своя» в Безенчуке. В 2015 году к деятельности клуба подключились молодежные общины г.о. Чапаевск и г.о. Кинель и благодаря им, мы приняли участие в восьмом открытом первенстве России по рукопашному бою среди православных военно-патриотических клубов, и наш представитель, Егор Шаварин из Чапаевска, стал победителем в весовой категории 75 кг.
Следует подчеркнуть, что большой конгломерат молодежи в нашей Епархии сосредоточен в п. Усть-Кинельский, поэтому благочинному и настоятелю необходимо усилить работу по вовлечению молодежи в общецерковную деятельность, а она многогранна, и каждому молодому человеку может быть предоставлена возможность реализации своих способностей. Ожидаю от вас, отцы, реальной работы в наступающем новолетии.
Это касается и благочинных г.о. Чапаевск, г. Нефтегорск, т.к. эти населенные пункты являются приоритетными для реализации молодежной политики Церкви на территории Кинельской Епархии.
Отдел социального служения
На нашей территории расположены 9 социальных учреждений для несовершеннолетних, в которых находятся порядка 450 детей, из них к духовному окормлению прибегают почти 60 % ребят.
Худшая картина в учреждениях для инвалидов и престарелых: учреждений – 7, кол-во мест – 600, окормляется духовно чуть более 200.
В любом случае, отцы благочинные и настоятели, призываю вас занимать в вопросе социального служения более активную и ответственную позицию, ибо заповедь Христову о милосердии никто не упразднял, и даже если вы не можете материально помогать социальным учреждениям, можно уделить время и силы на поддержание людей, находящихся в социальных учреждениях. Уверен, что совместная с вами молитва, исповедь, принятие Святых Таин, поможет каждому обездоленному в несении жизненного Креста.
В свете социальной концепции РПЦ, необходимо привлекать к социальному служению прихожан и молодежь, для которых это делание будет важным фактором в становлении их духовности.
Казачество и армия, тюремное служение
На территории Епархии зарегистрировано 8 казачьих станиц, численность казаков составляет около 430 человек. Из них, несмотря на традиции казачьих обществ, в Приходскую жизнь вовлечены лишь 10%.
Наиболее показательна жизнедеятельность станицы Абашево, казаки которой принимают участие в епархиальных мероприятиях, имеется факультативный казачий класс при средней обшеобразовательной школе, в котором обучается 20 ребят. Такие начинания надо брать на вооружение, перенимать и внедрять имеющийся опыт и на других территориях.
Отделом по взаимодействию с казачеством в летний период организовывается казачий лагерь, в котором в уходящем году побывало 80 детей, и эту работу надо пропагандировать и развивать.
Предстоит серьезная работа по воцерковлению казачества. Дай Бог, отцу Сергию Воспинникову с честью справиться с этой задачей.
Воинская часть на нашей территории дислоцирована на так называемой «Химплощадке» под Чапаевском, сейчас ведется работа по налаживанию взаимодействия между командованием частью и епархиальным управлением. Назначен ответственный за этот участок – иерей Вячеслав Быков, клирик собора свт. Николая, г.о. Чапаевск. Ожидаем положительной динамики в данном направлении. Еще один клирик – иерей Михаил Советкин – окормляет воинскую часть в п. Рощинский, т.е. на территории Самарской Епархии.
Исправительных учреждений на территории Кинельской Епархии не имеется, но два наших клирики по благословению Управляющего Епархией несут послушание в местах заключения, расположенных на территории Самарской Епархии.
Отдел по взаимоотношениям церкви и общества
В рамках организации деятельности этого отдела необходимо напомнить, что все инициативы по участию священнослужителей в общественной жизни должны согласовываться с Управляющим Епархией. Похвально, когда наши клирики становятся членами различных общественно-консультативных советов, участвуют в различных общественных акциях. Но такое участие должно осуществляться по благословению Епископа. Это же правило распространяется на контакты клириков с органами областной государственной власти.
Я не буду приводить негативные примеры, когда попытки решить какие-то вопросы помимо Епископа приводили к последствиям, не имеющим положительных результатов.
И последнее. Мы уже говорили об этом на прошлом Епархиальном собрании. Следует помнить о необходимости с осторожностью избирать формы присутствия в медийном пространстве. Избегать публикаций в СМИ с сомнительной репутацией.
То же самое касается присутствия в социальных сетях нашего духовенства. Некоторые клирики размещают там неоднозначную информацию (особенно фотографии), дают двусмысленные комментарии на события церковной и общественной жизни, вступают в бесполезную полемику.
Не будем забывать, что мнение священнослужителей многими людьми воспринимается как официальная позиция Церкви. Это очень важно.
В заключение хочу сказать, что, несмотря на все трудности, церковная жизнь в нашей Епархии развивается. Конечно, может быть не теми темпами, которыми бы нам хотелось. Но все-таки Милостью Божией и нашим совместным трудом достигается определенный результат. Поэтому хочу сердечно поблагодарить всех вас за труды!
Поздравляю всех Вас со спасительными днями Рождественского поста, наступающими Рождеством Христовым и Новолетием!