Сердечно приветствую Вас, всечестные отцы и братия!
Подходит к концу 2016 год. И мы вновь собираемся вместе, чтобы соборно обсудить основные вехи уходящего «лета благости Божией», подвести итоги церковной жизни нашей Епархии в уходящем году, обозначить существующие проблемы, наметить пути их разрешения.
Представляю Вашему вниманию некоторые цифры, свидетельствующие об основных статистических параметрах нашей деятельности.
Население всех муниципальных образований, расположенных на территории нашей Епархии, составляет 375 тысяч человек.
Сегодня наша епархия – это 115 приходов (3 Прихода в процессе регистрации), в их числе 3 архиерейских подворий. Приходы объединены в 14 благочиний. В уходящем году нами были учреждены два новых архиерейских подворья: в с.Чубовка и с.Богатое. В Кинельской Епархии совершают служение 99 клириков: 91 священников и 8 диаконов.
В числе священнослужителей 18 монашествующих, в том числе: один архимандрит; два игумена; 11 иеромонахов, 4 иеродиакона.
В 2016 году (по состоянию на 4 декабря 2016 года) совершено 8 хиротоний. Всего с момента образования Епархии было рукоположено 50 клириков.
Это значительная цифра. Дай Бог вновь рукоположенным состояться как священнослужителям. Быть внимательными к себе. Вести трезвую духовную жизнь. Обязательно повышать свой образовательный уровень, это относится ко всем клирикам нашей епархии — кто не окончил семинарию, необходимо завершить обучение в семинарии.
Тем более, что мы никому не препятствуем в получении образования. Всем даем необходимые рекомендации. И это тоже знак нашего доверия. Наши клирики учатся и в Самарской Духовной семинарии, и в других семинариях. Некоторые и в Московской Духовной академии.
Нужно сказать о вновь открываемых приходах. С момента образования Кинельской Епархии (почти четыре года назад) количество приходов увеличилось с 88 до 115 (+27).
Я знаю, что среди нашего духовенства бытует мнение, что приходов открыто достаточно. Что открытие новых приходов осуществляется искусственно, как бы «для галочки».
Открывая новые приходы, мы с Вами реализуем решения Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов, которые обратили особое внимание на необходимость увеличения числа храмов и других приспособленных для молитвы помещений. При этом «каждый сельский населенный пункт, где не может быть открыт храм и назначен постоянно пребывающий при нем настоятель, должен быть приписан к определенному храму и священнику. При этом, в случае малочисленности населенного пункта, его община может быть приписана к приходу, где служит ответственный за нее священник, а при необходимых условиях может быть и зарегистрирована. Подобным общинам необходимо иметь приспособленное для молитвы помещение. Священник должен посещать населенные пункты, за которые он несет ответственность, с регулярностью, определенной епархиальным архиереем или благочинным».
Об этом постоянно говорит Святейший Патриарх. По слову Его Святейшества, «храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания».
В дополнение попытаюсь донести до Вас и мои аргументы по данному вопросу.
В каждом более-менее крупном селе есть активные верующие люди. Они есть в любом поселении. Но они разобщены. Не ведут системной церковной жизни.
Открывая новые приходы, мы с Вами вводим этих людей в каноническое поле, вовлекаем в реальную церковную жизнь. Открывая храм, люди начинают сплачиваться, консолидироваться. Возникает ядро, новая община. Конечно, они сразу не построят храм. Им не нужен постоянный священник, который будет служить каждое воскресение. Но у них появиться общее дело, они начинают вести более активную духовную жизнь. И делать это они должны под руководством священника. Это очень важно для наших сел, которые находятся на периферии, которые общественное мнение именует «умирающими».
Еще один аргумент. Сегодня мы можем зарегистрировать Приход, в общем-то, в условиях максимального благоприятствования. Мы можем создать инфраструктуру церковной жизни, и в этом нам помогает законодательство. Все вы помните, как 10 лет назад просто было получить участок под строительство храма. Он выделялся бессрочно и безвозмездно. Сегодня это только аренда, которая должна быть возмездной. И нужно констатировать, что ситуация с землей с каждым годом становится более сложной.
Поэтому я бы хотел, чтобы Вы меня услышали. Сельскими общинами нужно заниматься. Прежде всего, это поручение благочинным.
Сегодня все достаточно компактно. Славу Богу, размеры Епархии, благочиния, прихода позволяют всем верующим знать друг друга в лицо. Это на самом деле огромное преимущество. Было бы только желание священника превратить «захожан» в прихожан. Вовлечь их в приходскую жизнь.
Это очень важно в условиях секулярного мира, враждебного Церкви. Сегодня общество может нас услышать только, если мы будем едиными.
Но мы пока еще этого не осознаем в полной мере. У нас пока еще сильна разобщенность не только среди простых верующих, но и среди священников.
В этом контексте хотелось бы напомнить о взаимодействии Приходов с епархиальным складом. К сожалению, существует неприкрытая конфронтация настоятелей по этому вопросу. Почему- то вы считаете, что надо осуществлять закупку церковной утвари на стороне, чтобы в Епархии «меньше знали». Дорогие отцы, мы в одной Церкви, или в разных? Особенно остро этот вопрос встал после передачи Самарским Епархиальным Управлением полномочий по распространению свечей на нашей территории. Отцы, мы не «с потолка» взяли те плановые обязательства по выбору свечей, которые вы имеете – это сложившаяся практика вашего взаимодействия с ООО «Благо» — ныне свечной мастерской Самарской Епархии. Если ситуация в сфере вашего сотрудничества с епархиальным складом будет складываться отрицательно , мы в любой момент можем перейти к схеме финансово-хозяйственной деятельности Приходов по образцу Московской Епархии.
Несколько слов о богослужебной жизни.
Всем нам известно, что смысл существования Церкви – это Евхаристия. Приобщение человека к вечности, к Царствию Небесному уже здесь на земле. Божественная Литургия – это главное богослужение, с него начинается церковный год, седмица, она венец церковного дня.
Очень печально, когда наше служение перестает быть евхаристоцентричным. Когда, Литургия уходит в тень многочисленных молебнов и треб. Священнику нужно формировать литургическое сознание верующих. Объяснять смысл богослужения, отделять главное от второстепенного.
Сегодня верующие достаточно часто причащаются. Мы практически изжили практику, когда на пасхальном и рождественском богослужении верующим отказывали в причастии. Люди приходят и причащаются на Литургии Преждеосвященных даров. Это правильно и очень отрадно.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на практику совершения Таинства Исповеди. Во многих Епархиях, например, в Первопрестольном граде, совершение исповеди практически полностью перенесено на вечернее время, перед или после Всенощного бдения. Нам нужно обратить на это внимание. Конечно, это очень удобно. Не нужно никуда торопиться, можно подольше побеседовать с человеком, не ограничиваясь вопросом о том, вычитал человек правило или нет.
В то же время нельзя отказывать человеку и в исповеди перед Божественной Литургией. Будем помнить слова: «Грядущего ко мне, не изгоняю вон».
Бывает так, что человек хочет просто поговорить со священником, не стоит ему в этом отказывать. Нужно выделить для этого время после богослужения. Если просят совета, его можно дать. Но, подчеркиваю, не нужно навязывать свое мнение, лишая человека богодарованной свободы.
Отдельно хотелось бы сказать о богослужении на приходе вне Воскресного дня. Очень часто, особенно в селах, они опускаются за ненадобностью. Конечно, это неправильно. В течение седмицы, если нет возможности послужить Литургию, можно и нужно совершить акафист храмовому святому, водосвятие, молебен о болящих, о страждущих недугом винопития, панихиду без сокращений, перенести на будни требы с Воскресного дня. Тогда появится время в субботу и воскресенье тщательнее поисповедовать, подготовиться и сказать хорошую проповедь.
Что касается исповеди, то очень печально, когда священник говорит пастве о необходимости исповеди, а сам уклоняется от нее. Часто годами. Это недопустимо. Думаю, что благочинным нужно во время Рождественского или Великого поста, организовать визит в благочиние духовника Епархии для общей исповеди духовенства. Я знаю, что некоторые наши священники не совершают вечерних богослужений, под предлогом того, что на них никто не ходит. Нужно объяснять людям, в чем смысл вечернего богослужения, что церковный день начинается с вечера. Может быть, нужно изменить время богослужения, чтобы оно было удобным не только священнику.
В любом случае, я прошу благочинных докладывать о таких ситуациях. Мы будем принимать необходимые меры.
С темой богослужения тесно связаны вопросы церковного пения. Я уже много раз говорил, что нужно привлекать людей к клиросному послушанию, если человек не может петь, он может читать за богослужением. Православная литургическая традиция требует присутствия в храме более-менее профессионального хора, знающего и язык, и порядок богослужения. Это забота настоятеля.
Совсем недавно в Москве прошел Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви, на котором Святейшим Патриархом была обозначена задача – возрождать общенародное пение. Пение за богослужением действительно объединяет людей. Нужно благословлять регентов петь с народом, раздавать людям тексты молитв, после богослужений проводить небольшие спевки.
Это совсем нетрудно. Главное: желание и настойчивость.
В продолжение этой темы скажу несколько слов о пастырской дисциплине.
Служение священника всегда было одним из самых трудных. Это огромная ответственность. Отцы, все мы помним слова из чина иерейской хиротонии: «Приими залог сей, о нем же истязан имаши быти в день Страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа».
Священство это духовный подвиг, требующий напряжения всех сил человека.
В советские годы пастырское служение подчас было спряжено с исповедничеством, это был каждодневный подвиг пастыря и его близких.
Сейчас совершенно другие условия. И новые искушения – внешнее благополучие, «сытость», которые духовно расхолаживают.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Горе священнику, если он полюбит покой и негу. Чтобы быть всегда бодрым и неуловимым для врага, он не должен насыщаться в изобилии пищи и пития, не должен быть алчен, сребролюбив, скуп, но должен любить алчбу и жажду, быть нелюбостяжательным и щедрым, должен всех искренно любить и от сердца называть всех чадами, как его называют батюшкою».
Мы должны помнить, что христианство – это самая гонимая религия в современном мире. Об этом очень часто История церкви предупреждает нас, что времена благополучия часто сменяются неприятием Церкви, а иногда и открытым гонением. И в такое время мир всегда напомнит нам о наших несовершенствах. Это и сегодня демонстрируют нам СМИ и дискуссии в Интернете на церковные темы.
Поэтому всем нам надо быть крайне осторожными, ни в коем случае не демонстрируя нашей пастве, и людям, которые еще не пришли к Богу, наши немощи. Прошу Вас , подумайте об этом.
Пастырь общается с людьми современного мира и должен вникать в проблемы общества. Быть образованным в такой степени, чтобы свободно рассуждать об актуальных проблемах мира сего. Необходимо во многих областях иметь собственное суждение. Разумное и взвешенное. И, если требуется, дать ответ на любой вопрос, поставленный перед ним, ответить мудро и смиренно, причем без лицеприятия, без лести, без желания показать свое превосходство, в то же время, считая себя полноценным членом современного общества, гражданином своей страны.
В сегодняшних условиях жизни пастырю необходимо быть человеком высокой культуры. Нередко священник совершает требы на дому, его могут пригласить к столу на чашку чая. Среди членов семьи, в которой он совершает требы, есть люди и неверующие, и агностики. Естественно, что к священнику обращаются с самыми разнообразными вопросами, тут от пастыря потребуется умение не только разумно ответить на те или иные вопросы, но и тому, кто по-настоящему хочет выяснить Истину, разъяснить ее. Спокойно разъяснить, на уровне современных требований культурного человека, не вступая ни в какие споры, ни в какие ненужные дискуссии.
Остановлюсь еще на одном моменте.
Хотелось бы сказать, что жизнь священника всегда многотрудна, у него не может быть одного или двух рабочих дней в неделю – воскресенья или субботы.
Наверное, это неправильно, когда прихожане трудятся пять дней в неделю, а пастырь – два.
Священнику очень важно быть стержнем приходской жизни. Люди очень часто отзываются на наши просьбы только в том случае, если видят нашу искреннюю заинтересованность приходскими делами. Часто же люди видят обратное. А священник делает все, чтобы они не создавали «дополнительных проблем».
Несколько слов хотелось бы сказать о монашестве.
На приходах нашей Епархии совершает свое служение значительное число монашествующих. Конечно, это сопряжено со многими трудностями и искушениями. Служение монаха на приходе – это особое делание. Здесь нужно не забыть свое монашеское призвание, молитвенный подвиг.
С самого начала своего служения мне хотелось открыть в нашей Епархии монашескую обитель. Сейчас это дело сдвинулось с мертвой точки. Мы ожидаем решения Святейшего Патриарха и Священного Синода об открытии в нашей Епархии двух мужских монастырей в с. Чубовка и с.Богатое.
Мы надеемся на положительное решение.
В завершении этой части доклада приведу статистику совершенных мною богослужений с разбивкой по благочиниям:
Количество архиерейских богослужений по благочиниям за период 01.01.2106 – 01.12.2016
Алексеевское 2
Безенчукское 6
Богатовское 7
Большеглушицкое 1
Боьшечерниговское 3
Север 5
Юг 2
Центр 6
Красноармейское 6
Нефтегорское 8
Пестравское 4
Приволжское 1
Хворостянское 4
Чапаевск 9
Подворье 4
Кафедральный 49
Самара 9
Москва 2
ИТОГО по Кинельской епархии 117
ВСЕГО богослужений 128,
из них вечерних богослужений — 10
Также было совершено освящений храмов — 3 :
в честь Петра и Февронии, г. Чапаевск;
нижний храм в честь Святителя Николая с.п. Чубовка;
в честь Казанской иконы Божией Матери г.о. Чапаевск
Великое освящение престолов – 3:
в честь Софрония, патриарха Иерусалимского в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы с.п. Волчанка;
нижний храм, престолы в честь прав. Иоанна Кронштадтского и прав. Александра Чагринского в храме в честь св. вмч Пантелеимона пгт Безенчук
В заключительной части доклада коротко коснусь работы епархиальных отделов.
Отчет о миссионерской деятельности
Согласно положению о миссионерском отделе, утвержденному на Заседании Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата 6 октября 1995 г. (Журнал № 4043), выделяются четыре формы миссионерской работы: информационная, апологетическая, воспитательная и внешняя. За минувший 2016 год в Кинельской Епархии велась работа по всем четырем направлениям.
Информационная форма. Продолжается работа официального сайта Кинельской Епархии, который отражает главные моменты из жизни Епархии. Продолжают активно работать сайты храма во имя Святой Троицы п. Безенчук, храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Каменный Брод, храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Чапаевска, храма во имя Святителя Николая г. Чапаевска, храма в честь Святого Великомученика и Победоносца Георгия с. п. Георгиевка. На многих Приходах выпускаются приходские листки, газеты, оформляются информационные доски. В Чапаевске, при участии всех приходов, в местной газете «Чапаевский рабочий» ежемесячно публикуется «Православная страница».
Успешно работает открытый образовательный проект Воскресная школа on-line, где все готовящиеся к крещению и будущие крестные могут получить исчерпывающую информацию и пройти экзамен. Хорошо зарекомендовал себя видеоблог протоиерея Андрея Федосова, где можно пообщаться , получить ответы на интересующие вопросы о церковной, религиозной и духовной жизни. Продолжает выпускаться журнал храма Святой Троицы п. Безенчук «Троицкий благовестник», который выходит раз в 3 месяца под редакцией протоиерея Сергия Ходулева. Ежеквартально выпускается молодежный журнал «Светоч», который распространяется по храмам и учебным заведениям Безенчукского благочиния. Некоторые священнослужители нашей Епархии печатают свои статьи в местных газетах.
Апологетическая форма. На сайте храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца с. п. Георгиевка в разделе миссионерство и катехизация можно найти противосектантские буклеты, а также полезную информацию для антисектантской работы. На территории нашей Епархии продолжают действовать следующие секты: Свидетели Иеговы, Пятидесятники, Неопятидесятники, Евангельские христиане-баптисты, Адвентисты седьмого дня, Академия развития Светланы Пеуновой «Путь к солнцу», кулугуры, молокане. Многие действуют неофициально, лучшей формой борьбы с сектантами является поднятие уровня духовного образования среди прихожан и населения.
Воспитательная форма. На приходах нашей Епархии институт оглашения постепенно развивается, благодаря пособию для оглашаемых, разработанному руководителем отдела религиозного образования и катехизации, протоиереем Андреем Федосовым. Во многих Приходах проходят встречи священнослужителей со школьниками и воспитанниками детских дошкольных учреждений. На некоторых Приходах сложилась добрая традиция организованно, по желанию родителей, причащать воспитанников детских садов. На праздники Пасха и Рождества Христова на многих Приходах прошли концерты, театральные постановки. В Самарской Государственной Сельскохозяйственной Академии на агрономическом факультете преподается предмет «Основы православной культуры». На других факультетах, используя кураторские часы, проходят встречи студентов со священнослужителями нашей Епархии. На Приходах с. Большая Черниговка и с. Большая Глушица прошли Миссионерские Литургии с объяснениями основных моментов богослужения с привлечением руководителя миссионерского отдела. Подобные Литургии планируется поводить и на других Приходах.
Внешняя форма. На территории Кинельской Епархии продолжают появляться переселенцы, среди которых есть беженцы с Украины. Многие Приходы оказывают посильную помощь попавшим в трудную ситуацию братьям во Христе.
С 25 по 27 января в Москве состоялись ХХIV Международные Рождественские образовательные чтения, в которых принял участие руководитель миссионерского отдела Епархии. C 22 февраля по 26 февраля руководителем отдела было пройдено обучение в Общественной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по курсу «Актуальные вопросы организации миссионерского служения в епархиях Русской Православной Церкви». 20 октября в Казанской Духовной Семинарии состоялся региональный съезд руководителей миссионерских отделов епархий Приволжского федерального округа, в котором принял участие руководитель миссионерского отдела Кинельской епархии. В рамках съезда состоялось обсуждение проектов документов ««Дорожная карта» деятельности епархиальных миссионерских отделов и взаимодействия с Синодальным миссионерским отделом Русской Православной Церкви» и «Концепция реализации «Дорожной карты» епархиального миссионерского отдела», также обсуждались практические вопросы миссионерского служения в епархиях, расположенных на территории Приволжского федерального округа. Председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн отметил важность подобных региональных совещаний для повышения степени координации миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и ее эффективного развития. Опыт других Епархий в миссионерской работе очень полезен для миссионерского отдела Кинельской Епархии. Планируется и в дальнейшем перенимать опыт других Епархий Русской Православной Церкви для улучшения работы отдела.
Отдел религиозного образования и катехизации.
На территории нашей епархии действуют 147 общеобразовательных учреждений, в которых обучается более 28 тысяч учащихся. Под регулярное окормление из этого числа, по данным отдела подпадают чуть более 50% учреждений. Здесь нам с вами есть над чем работать.
Третий год предмет «Основы православной культуры» как модуль ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) стал в общеобразовательных школах обязательным. Можно отметить положительную динамику в выборе модуля ОПК. Так, два года назад Основы православной культуры предпочли изучать 29% учащихся, в прошлом учебном году их стало больше — 34%, в этом — 40%. В этом учебном году по согласованию с министерством образования и науки Самарской области священнослужители могли принять участие в родительских собраниях по вопросу выбора модуля ОПК в курсе ОРКСЭ. Такие встречи с родительской общественностью прошли в восьми благочиниях.
С целью оказания помощи педагогам в духовно-нравственном просвещении и воспитании детей лишь в шести районах созданы и работают методические объединения учителей ОПК и ОРКСЭ. Такая ситуация сохраняется на протяжении ряда лет.
На территории Епархии действует всего лишь один филиал ДЕОЦ – в г. Нефтегорск, зарегистрирован, лицензирован и действует наш епархиальный образовательный центр – частное образовательное учреждение «Центр духовно – нравственного воспитания «Радонеж» в г.о. Чапаевск, на базе СОШ № 4.
По последним данным, предоставленным отделом образования и катехизации, на территории Епархии действуют 26 воскресных школ, в которых занимаются более 600 детей. Скажем откровенно, цифры не удручающие, но заставляющие задуматься.
Эти цифры находятся в разрезе болезненного вопроса – это развитие религиозного образования. Многие настоятели не хотят этим заниматься. Как результат в каждом благочинии одна воскресная школа и одна библиотека при храме районного центра. Нужно стремиться к созданию воскресной школы в каждом Приходе. И эта работа начинается с поиска преподавателя, его обучения. Даже если нет помещения – можно по согласованию с администрацией местной школы заниматься в классах школы. Главное здесь — это желание священника, желающего вовлечь учащихся в процесс познания.
Отрадно, что ежегодные Кирилло-Мефодиевские чтения проводятся в в ряде благочиний (Кинельское Северное, Красноармейское, Пестравское, Хворостянское, Чапаевское). Впервые, в этом году нами был проведен региональный этап 25 –х Международных Рождественских Чтений.
Во всех благочиниях есть помощники по образованию и катехизации. Половина их имеет специальное образование, двое обучаются в духовной семинарии и пятеро имеют светское образование — в основном педагоги.
За прошедший период сложилась практика перед крещением проводить 1-2 огласительные беседы.
Ежегодно делегация из Епархии принимает участие в Международных Рождественских чтениях.
Вошло в практику проведение олимпиады по Основам православной культуры среди учащихся светских общеобразовательных учреждений в Большеглушицком, Приволжском благочиниях. А, например, в Красноармейском благочинии количество участников такой олимпиады возросло с 15 человек в 2011 году до 110 – в 2016.
Интересный опыт просветительской и воспитательной работы с молодежью сложился в Кинельском Северном благочинии – это организация православных лагерей.
С 2008 года в Большечерниговском благочинии проводится Покровский фестиваль православной музыки и поэзии «Услышать талант, который дал Господь». Ежегодно проводится отбор, прослушивание более 200 участников, которые соревнуются в исполнении православных произведений: авторских произведений, стихов православных поэтов, прозы, песен.
Пять детских рисунков прошли отборочный тур и были отправлены в Москву на всероссийский этап конкурса «Красота Божьего Мира», которые пройдет в январе 2017 года в рамках 27 международных образовательных чтений.
Отчет по церковному социальному служению
В 2016 году церковно-социальная деятельность приходов Кинельской и Безенчукской епархии продолжила свое развитие в самых различных традиционных направлениях.
Епархиальный отдел по социальному служению и благотворительности координирует деятельность приходов, воплощая в жизнь церковные благотворительные акции и проекты, поддерживает и направляет приходские начинания помощи нуждающимся.
В епархии растет взаимодействие и сотрудничество между приходами храмов и Управлениями социальной защиты населения с учетом специфики осуществления в них той или иной наиболее востребованной формы социального служения.
День семьи, День Матери, День защиты детей, День инвалидов, День пожилого человека, День социального работника – вот далеко не весь перечень ежегодных событий, к которым традиционно приурочены совместные масштабные мероприятия.
В 2016 году все без исключения социальные учреждения для детей и взрослых, находящихся на территории Кинельской епархии, не остались без помощи и духовной поддержки приходов храмов.
Масштабные акции милосердия во всех благочиниях традиционно были приурочены к Рождественским и Пасхальным праздникам.
На территории епархии находится 9 социальных учреждений для взрослых, (дома-интернаты для инвалидов, дома-интернаты для престарелых и ветеранов труда).
В социальных учреждениях регулярно проводятся беседы со страждущими, организуются паломнические поездки к Святыням Поволжья, проводятся лекции, показываются видеофильмы. Проводятся Пасхальные и Рождественские мероприятия с пожилыми людьми и инвалидами, проводятся молебны и другие требы, раздается духовная литература.
Приходы храмов, по возможности, откликаются на просьбы нуждающихся, привлекая проповедью и призывом к благотворительной деятельности все большее число своих прихожан.
В марте-апреле 2016 года Епархиальным Отделом по церковному социальному служению и благотворительности проводилась благотворительная акция: раздача продукции ТМ «Любятово». Было роздано 568 коробок с продуктами детям из малообеспеченных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Такой благотворительной акцией было охвачено более 1200 детей.
В епархии продолжают действовать объединения молодых и инициативных людей, которые добровольно совершают свое ежедневное социальное служение.
В Безенчукском благочинии вот уже второй год успешно действует созданная по благословению настоятеля протоиерея Сергия Ходулёва при храме во имя Святой Троицы п.г.т. Безенчук община милосердия «Сретение». С сентября 2015 года по апрель 2016 года координатор общины милосердия «Сретение» Сухристина Елена прошла курс дистанционного обучения по социальному служению синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви г. Москвы. По окончанию обучения был успешно организован и разработан социальный проект «Забудь про одиночество», и пройдена стажировка в г. Москва с проживанием в Марфо-Мариинской обители.
В сложившихся условиях задачей Отдела по социальному служению и благотворительности, ответственных за социальное служение в благочиниях, руководителей групп милосердия является координация действий тех, кто желает послужить ближнему, реализация приходских инициатив, а также активное сотрудничество с государственными организациями и структурами, что, несомненно, будет и в будущем развиваться и совершенствоваться.
Отчет отдела по канонизации святых.
2016 год был объявлен на международных Рождественских чтениях годом новомученников и исповедников Российских ХХ века. Епархиальным отделом по канонизации были подготовлены документы и материалы о иеросхимонахе Никандре (Н.П.Сапожников) и А.П.Антоновой, для рассмотрения вопроса о включении их имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации святых представлены документы в количестве 540 листов, подготовлено и отправлено не менее сотни документов в различные инстанции такие как: канцелярия Патриарха, синодальные отделы, Правительство РФ, правительство Самарской обл., в различные архивы (в том числе ФСБ), митрополии и благочиния. Напоминаю, не выполнено мое благословение по изучению и предоставлению благочиниями документов жизнеописания и архивно- следственных дел на настоятелей и мирян за веру пострадавших. В этих вопросах отмечается слабая работа или отсутствие таковой. Так, по этой теме есть информация всего лишь из 2 благочиний.
Священники и миряне несли свой крест, несмотря на тяготы и лишения, и не важно, что они не канонизированы в силу каких – либо обстоятельств, если есть возможность запечатлеть их подвиг статьей, названием улицы, памятной доской и т.д. Это часть нашего долга по увековечиванию их памяти.
Интересующую вас информацию вы можете получить у руководителя отдела – Чиркова Анатолия Николаевича.
Отчет отдела по взаимодействию с казачеством за 2016 год.
I. Статистика.
На территории Кинельской епархии находится 8 официальных реестровых казачьих обществ, входящих в Самарское Казачье Общество Волжского Казачьего войска и объединяющее 446 (на 21015 г.-413) казаков. А так же группы казаков не входящих в реестр казачьих обществ. Каждое казачье общество окормляется священнослужителями Кинельской епархии. Из 446 казаков духовники казачьих обществ имеют диалог с 97 (в 2015г. — 81) казаками, из них регулярно посещают храм 62 (в 2015г.-43).
II. Общая информация
В период 26-27 января 2016 года в столице в здании Правительства Москвы и в МГУТУ им. К.Г.Разумовского прошла работа VII направления Международных Рождественских Образовательных Чтений «ЦЕРКОВЬ И КАЗАЧЕСТВО: ПУТИ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА». Возглавил работу казачьего направления митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Делегацию от Кинельской епархии представляли руководитель епархиального отдела иерей Сергий Воспинников и помощник руководителя иерей Константин Тимофеев. На работе чтений было акцентировано внимание на изучение Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. Документ, принятый на заседании Высшего Церковного Совета в сентябре 2015 года, – верный помощник казачьему духовенству, заместителям атаманов различных уровней по взаимодействию с Церковью в ежедневной пастырской деятельности.
Все необходимые шаги возрождения и просвещения казачества культивируются в Кинельской епархии. Так, духовникам казачьих обществ было рекомендовано применять материалы отдела образования Кинельской епархии (огласительные беседы перед крещением, венчанием). Так же при трех станичных храмах ( св.преп.Алексия, человека Божия пгт Алексеевка; в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с.п. Абашево; во имя Святителя Николая Чудотворца с.п. Пестравка) проводятся воскресные школы для казаков, с периодичностью от 1 до 4 раз в месяц. В социальном соработничестве казачества и епархиального отдела по взаимодействию с казачеством закрепились традиции совместных мероприятий по поддержанию малоимущих, трудных подростков, людей преклонного возраста и инвалидов. За прошедший год большинством казачьих обществ и приходов были организованы транспорты по логистике инвалидов и людей преклонного возраста на богослужения (Рождество Христово, Богоявление, Пасха и др.). Очень важно отметить, что казаки не только привозили и увозили эту социальную группу, но и вместе с ними молились на богослужении. Заметно изменилось отношение казаков к храму, к таинствам. В преддверии праздника Пасхи, казаки казачьих обществ на территории Кинельской епархии были разделены на группы для помощи настоятелям ближайших храмов к Пасхе и участию в богослужении и крестном ходе.
01 июля по 10 августа 2016 г. близ станицы «Алексеевская» на живописном побережье р.Самара движением «Казачий Дозор» Самарской области и отделом по взаимодействию с казачеством Кинельской епархии бал организован — военно-патриотический лагерь. Курсанты лагеря проходили обучение по навыкам выживания в тяжелых условиях, владению холодным и пневматическим оружием, основам конного мастерства. Кроме физических навыков ребята приобрели опыт совместной молитвы (утреннее и вечернее правило) и участие в богослужении. Курсанты еженедельно приступали к таинствам Исповеди и Святого Причастия. Два раза в неделю на общем круге ребята беседовали со священником. 28 июля в день Крещения Руси курсанты приняли участи в богослужении и праздничном мероприятии при храме в честь св.преп. Алексия, человека Божия пгт Алексеевка. В III-х сменах приняло участие 45 ребят из разных поселении. На закрытии III смены состоялась присяга юных казаков в верности Церкви и Отечеству. Руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Кинельской епархии протоиерей Сергий Воспинников на торжественном мероприятии зачитал мое напутствие юным казакам .
III. Итоги.
Пусть у нас нет масштабных показателей, но даже малые вехи очень важны в нашем деле. Каждое совместное мероприятие — это титанический труд, результаты которого видны сейчас. А в далекой перспективе они станут традицией, с помощью которой мы сможем воплотить наши замыслы: казачьи классы для детей, казачьи сельские поселения (как хутор «Александровский»), казачьи артели и казачьи миссионеры. Для всего этого нужно желание и вера, а всё это есть у нашего кинельского казачества.
Подводя итоги работы епархиальных отделов, хотел бы выразить благодарность их руководителям за их послушание. Поясню, в 2016 году все руководители епархиальных отделов прошли обучение в Общецерковной аспирантуре, понесли временные и материальные затраты, но мы совместно выполнили благословение высшего церковного священноначалия.
Хочу еще раз напомнить: Ваша работа не должна сводиться лишь к сбору необходимой отчетности, когда о существовании того или иного отдела в нашей епархии благочиния и приходы узнают в лишь тот момент, когда нужно подать годовой или полугодовой отчет.
Задача епархиальных отделов — организовать работу духовенства всей епархии по соответствующим направлениям- образовательному, миссионерскому, социальному, молодежному и т.д.. А это может быть достигнуто только непосредственной работой с людьми. Причем не спорадически, а на системной основе.
Два-три года назад мы работали более активно. Было гораздо больше инициатив.
Каждому руководителю епархиального отдела нужно определиться: какие задачи он перед собой ставит. Не на один год, а на несколько лет.
В завершение доклада хочу сердечно поблагодарить всех за наши совместные труды во славу Церкви Христовой и на пользу народу Божию.
Поздравляю всех Вас со спасительными днями Рождественского поста, наступающими Рождеством Христовым и Новолетием!