Памятка паломника

Туроператоры, турфирмы и организаторы поездок к святым местам должны обеспечить соблюдение своими представителями определенных требований к правилам поведения и внешнему виду, предусмотренным внутренними установлениями религиозных организаций.
Организаторы паломничества должны информировать и контролировать поведение туриста или туроператора на территории религиозной организации в группе паломников.

ОСНОВНОЕ
1. Необходимо получить благословение на поездку;
2. Необходимо иметь при себе: паспорт и полис медицинского страхования, запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге, личную аптечку, ёмкость для святой воды и освященного масла, деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях;
3. К месту сбора нужно подойти заранее за 15 минут. Проверить документы и вещи. Выписать все важные телефоны или информацию о особенностях здоровья и вложить в карман одежды или сумку;
4. Сообщить сопровождающему лицу об особенностях здоровья, если они есть;
5. При необходимости отлучиться, всегда сообщать об этом руководителю группы;
6. Выполнять рекомендации священника и руководителя группы, включая размещение в автобусе и в местах ночлега;
7. При посещении святых мест на паломнике обязательно должен быть нательный крестик. Кроме того рекомендуем взять с собой в путешествие молитвослов, небольшие иконки;
8. Сменную одежду. Для омовения в святых источниках необходимо полотенце, для женщин тонкая хлопчатобумажная сорочка;
9. В паломнической поездке недопустимо брать с собой и употреблять спиртные напитки; участвовать или предлагать азартные игры; грубость и нецензурная брань, петь и слушать недуховную музыку. Злостных нарушителей общественной дисциплины руководитель имеет право отстранить от поездки без материальной компенсации;
Послушание в поездке принесет духовные плоды, ведь именно за этим и отправляются в паломничество.

Внешний вид
Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно сопряжен с внутренним состоянием.
Женщины должны покрывать голову и быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой, закрывающей ноги. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты.
Мужчины надевают брюки и рубашку с длинными рукавами.
Вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть нарядная.
Телесная чистота обязательна для всех, особенно для причащающихся. Не приветствуется яркая и обильная косметика. Не допускается приходить в храм надушенными сильными вызывающими ароматами.

ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ
Церковное благочестие начинается с отношения к храму. Желательно вести себя правильно, не нарушая установленных традиций, а для этого следует знать основы церковного этикета.
Подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.
Крестное знамение должно совершаться благоговейно.

Внутри храма
Входя, мы еще раз осеняем трижды себя крестным знамением.
После этого можно подойти к свечному ящику, где продаются свечи, книги, мелкая церковная утварь. Можно обратиться с вопросом к церковнослужителю. Но если вы пришли в храм, когда богослужение уже началось, то разговаривать не следует до его окончания.
Купив свечи, вы можете поставить их к иконам, но при условии, что к подсвечникам перед ними можно свободно подойти. Если в церкви много народа, то свечи лучше передать, назвав икону, к которой вы хотели бы поставить свечу.
На аналое, посреди храма, находится икона праздника, на которой изображено празднуемое событие (например, Воскресение Христово) или же святой, память которого совершает Церковь в этот день. В первую очередь, по возможности, подойдите к ней и приложитесь. Прикладываться нужно следующим образом: дважды совершите крестное знамение с поясным поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.
Когда начинается служба, вы должны находиться на том месте, где вам удобно стоять, молиться. Переходить с места на место во время богослужения не следует.
Молитва в храме
Придя в храм помолиться, не торопитесь. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой, и вы сможете сосредоточенно произнести про себя те слова, ради которых пришли. Может быть, вначале лучше поставить свечи перед иконами тех святых, кому вы хотите помолиться, или к которым хотите приложиться. Постарайтесь, чтобы вы никому не мешали. Не следует бороться за место перед иконами, лучше уступить.
В случае, когда вдруг непонятным становится содержание молитв или начинают рассеиваться мысли, старайтесь читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

К Святому Причастию подходят только после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Памятку для подготовки к Исповеди и Причастию можно взять у сопровождающего группу.

Пожертвования
Жертвовать на храм принято, в основном, деньги. Но можно пожертвовать и все то, что употребляется в церковном обиходе и быту. Это могут быть чаши и напрестольное Евангелие, свечи и вино, ткань и масло для лампад. Можно пожертвовать продукты на трапезу священнослужителям.
Пожертвования могут предназначаться как храму, так и священнослужителям. В последнем случае они передаются лично. Пожертвования могут приниматься в качестве оплаты за поминание родственников.
Любые пожертвования принимаются Господом как жертва верующего.
Обращение к священнику
В церковной практике принято приветствовать священника словами «Благословите!». При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).
Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует.
Священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.
В период от Пасхи до отдания праздника (то есть на протяжении сорока дней) первыми словами приветствия являются: «Христос Воскресе», с которым обычно обращается мирянин, а священник отвечает: «Воистину Воскресе».
Обращаться к священнику следует так:
если вы не знаете имени священника, то скажите просто − «батюшка». Это русская форма обращения, она учтива, проста и приятна слуху; если имя священника вам известно, то можно назвать его, например «отец Виктор» или «отец Александр». Подобная форма обращения возможна и по отношению к диакону.
К чтецам, пономарям и певцам обращаются просто по именам (имени и отчеству).
Отношение мирянина к священнику должно быть исполнено почтительности и уважения.
В монастыре
Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители.
В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И, хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.
Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.
Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). Женский монастырь управляется игуменией.
Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.
Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.
Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).
Из опытной братии выбираются:
казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований),
ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг),
эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников),
келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов),
гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.
Обращение к монахам
Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях выглядит следующим образом.
В мужском монастыре
К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно, и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».
К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».
К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».
Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».
К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу Ваших молитв, отец схиархимандрит».
В женском монастыре
Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест или крест с украшениями и имеет право благословлять. У нее просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игуменья; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игуменье. Поэтому если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игуменью.)
В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).
Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священнослужителя.

О монастырских правилах
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси, Господи».
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
В монастырях не следует задавать вопросы монашествующим, касающихся их личной жизни